Профили финалистов

Екатерина Затуливетер, «Альтуризм»

Развитие территорий Развитие сообществ Образование 2018
«Альтуризм» — проект по возрождению малых городов и деревень России, изменению сознания местного населения в сторону инициативности и развитию туристической инфраструктуры.

Год основания проекта: 2013
Город: вся Россия
Сайт проекта: https://www.altourism.ru/
VK: https://vk.com/altourism
Instagram: https://www.instagram.com/katia_altourism/

Новая идея


Как туристическое агентство, «Альтуризм» за умеренную плату предлагает горожанам  провести выходные в маленькой деревне (малом городе), подальше от крупных городов. Увидеть местную природу, попробовать региональные блюда, а заодно убрать там мусор или отремонтировать экспонаты для музея — и заплатить за это. 

Горожане не просто приезжают развлечься в глуши, разбирая завалы, но и заодно мотивируют жителей поселков и городков улучшать мир вокруг себя. Местные приходят посмотреть, кто за собственные деньги копается в их мусоре — и сами присоединяются к работе. В процессе подготовки к  приезду горожан (это длится несколько месяцев) и работы с ними формируется местное сообщество, которое (что важно) после отъезда гостей сохраняет активность и продолжает изменять свою деревню или город. В дальнейшем местные жители понимают, что могут всё сделать без привлечения гостей. Хотя примерно в половине случаев удается организовать ещё один приезд. В России аналогов подобной инициативе нет. 

Проблема


В нашей стране развиваются мегаполисы, маленькие города и деревни не развиваются и умирают. Отток людей из деревень создает много проблем как для самих деревень (экономические, социальные), так и для крупных городов, куда мигрирует население (преступность, снижение качества сельхозпродукции). Причина оттока населения — отсутствие перспектив, отсутствие личной ответственности за то, что происходит, хронический патернализм (ни на что нельзя повлиять). У местных жителей присутствует позиция «нам должны, сами мы ничего не можем сделать без денег».

Стратегия


Миссия проекта — развитие местных сообществ, поддержка инициатив местных жителей и малого бизнеса в регионах без навязывания своих предложений и рекомендаций.

Цели проекта:
  • возрождение малых городов и деревень России
  • сплочение и мотивация местного сообщества
  • изменение сознания местного населения в сторону инициативности
  • развитие туристической инфраструктуры
  • поддержка развития малого бизнеса
  • привлечение внимания к проблемам в регионах и реализации возможных решений.

На 2018-й год существовало 4 новых региональных центра. Сегодня Екатерина Затуливетер прошла всевозможные практики организации сообществ и выстраивает структуру «более правильно». Каждый региональный центр (и Москва) собирает заявки от деревенских активистов. Задача — найти такие деревни/городки, где есть 2-3 активиста, у которых есть запрос на определенную деятельность. 

После этого проводится «разведывательная» поездка на местность, силами команды «Альтуризма» проводятся глубинные интервью с активистами, переосмысливается запрос. Важно, чтобы местное сообщество находилось на определённом уровне развития: одного активиста недостаточно,но если есть 20, то для этого есть другие продукты (комьюнити-центры и т. п.). Путем глубинного интервью выясняют насущную потребность жителей конкретного места (зачастую она не совпадает с начальным запросом активистов). Подготовка визита туристов (маршруты, размещение, питание, культурная программа) происходит несколько месяцев, с привлечением местных жителей.

Портрет «альтуриста» —  человек от 28 до 40 лет. Это не совсем молодежь, это люди, которые уже путешествовали по миру, много что видели, уже знают какой-то стандарт путешествий, но готовы к экспериментам.

Стратегическая цель «Альтуризма» — создание 30-40 центров в стране, выход на международный уровень. Но Екатерина смотрит на «Альтуризм» как на один из элементов экосистемы, которая нужна для возрождения деревень. Существуют другие проекты, которые должны сопровождать активистов на этапе до «Альтуризма», и проекты, которые подхватят активистов после. Нужны законодательные изменения, изменение менталитета. Это всё требует объединения усилий. Для этого Екатрина объединяет всех, кто работает на этом поле и выстраивает цепочки кооперации. Чтобы понять, как это лучше сделать, она постоянно общается с зарубежными коллегами, изучает опыт, который можно использовать в России.

Персона


Екатерина родилась на Северном Кавказе, ее всегда волновала тема конфликтов и их возможных решений. С запросом разобраться, как можно перейти от конфликта к сотрудничеству, Затуливетер получила степень бакалавра по специальности «Европейские исследования» в СПбГУ и закончила магистратуру в сфере разрешения конфликтов в Великобритании.

Идею собственного бизнеса в России Екатерина вынашивала несколько лет, параллельно работая с издательством Alpina, затем с платформой онлайн-образования Eduson.tv. Она всегда была неравнодушна к общественным инициативам и социальным проблемам и собственное дело хотела связать с решением социальных проблем.

В 2015 году Затуливетер придумала «Альтуризм» — бизнес, который зарабатывает на организации туристических поездок в глубинку. «Когда люди узнают, что туристы платят деньги не за то, чтобы поехать в Париж, а за то, чтобы приехать к ним в деревню и сделать что-то полезное, они очень удивляются. Потому что не могут объяснить, какая мотивация движет этими людьми, а единственная возможность узнать это — присоединиться к группе и поработать вместе. Я хочу, чтобы молодежь оставалась в малых городах, но не потому, что так надо, а потому, что там интересно, потому что там есть интересные люди, там есть чем заниматься», — говорит Екатерина.
Made on
Tilda