Профили финалистов

Руслан Шекуров, DonorSearch.org

Здравоохранение IT-технологии Развитие сообществ 2021
DonorSearch.org — сообщество доноров крови, крупнейший негосударственный некоммерческий проект в России и СНГ, нацеленный на привлечение и мотивацию молодежи к регулярной сдаче крови.

Проект DonorSearch.org работает, чтобы каждый день в центры крови приходило нужное количество подготовленных доноров. Команда проекта применяет для достижения этой цели современные IT-технологии, активно внедряемые бизнесом.

Год основания проекта: 2010
Город: Россия и ближнее зарубежье
Сайт проекта: https://donorsearch.org/
Facebook: https://www.facebook.com/ShekurovRuslan
Instagram: https://www.instagram.com/rshekurov/

Новая идея


Платформа и созданное с ее помощью сообщество мотивирует людей становиться донорами и помогает не свернуть с этого пути — от первой сдачи крови к регулярным донациям. 

Команда сфокусирована на создании инструментов коммуникации с молодежью, создает и предлагает инструменты для упрощения формирования донорского сообщества в своём регионе или организации, а также более эффективной коммуникации с уже действующими донорскими сообществами.

Проблема


В России уменьшается число молодых доноров крови. Об этом подробно рассказано в отчете ТАСС и Службы крови.
Согласно опросу ВЦИОМ за 2019 год, около 45% россиян хотя бы раз в жизни имели опыт донорства. Кажется, такого количества людей хватило бы, чтобы удовлетворить запросы любой станции переливания на долгие годы вперёд. И правда, если бы все эти люди разом сдали кровь всего единожды за минувший год, получилось бы более 66 миллионов донаций.

Но дело в том, что в России достаточно мало активных доноров, и с каждым годом их становится всё меньше (особенно это заметно в разрезе регионов). Если исходить из врачебных формулировок, то активный, или кадровый, донор — это человек, который сдаёт кровь или её компоненты более трёх раз в год. В 2019 году в России лишь в трёх регионах число донаций на одного донора достигло такого показателя. Но на деле, в 2019 году кровь и компоненты сдали всего 2,77 миллиона раз.

Люди ежедневно приходят сдать кровь, но не возвращаются подтвердить её годность (для этого кровь нужно сдать ещё раз) — без этого плазму крови из первого забора использовать нельзя. Центры крови переполнены замороженной плазмой, которая никому не может помочь. Каждая такая плазма стоила государству несколько тысяч рублей (расходники, персонал, амортизация оборудования, хранение и транспортировка).

Стратегия


В 2006-2009 годах Руслан был активистом регионального молодежного движения в Казани. Участвовал в проведении донорских акций в Республике Татарстан. Тогда же в движении появилась идея создать базу доноров студентов, чтобы оперативно реагировать на регулярные просьбы о поиске доноров, но реализовать ее не удалось. В 2009 году Руслан закончил с общественной жизнью и занялся наукой.

В 2010 году Руслан, уже молодой ученый, задумался о том, что популярная соцсеть ВКонтакте — уже готовая база потенциальных доноров. Он пытался связаться с Павлом Дуровым, но это не удалось. Тогда было решено продолжить развивать идею самому, при содействии волонтеров. В ноябре 2010 года Руслан основал группу  ВКонтакте — по его  замыслу, в профиль участника ВК стоило добавить поле «Группа крови», чтобы не спамить всех запросами «Нужна кровь!», а делать это адресно, исходя из требуемой группы крови.

Тогда Руслан создал группу, в которой предложил использовать фичу «Интересы» для поиска доноров (уже тогда в ВК можно было искать людей по ключевым словам). На протяжении двух лет для Руслана и его команды это был полностью волонтерский проект.


К 2013 году стало понятно, что надо выходить на весь Рунет, создавать сайт. У команды появились успехи в поиске доноров, была собрана база доноров. Проект развивался на деньги выигранного гранта StartFellows — 25 тысяч долларов. 



В 2014 году команда начала получать  обратную связь: проект приучает граждан сдавать кровь, когда случается беда, а важно, чтобы кровь сдавали регулярно и ее не приходилось искать. Это стало началом идеи управления потоками доноров и построением социальной сети доноров. А впоследствии, с 2019 года, — коммьюнити доноров.

В настоящее время команда DonorSearch стремится к тому, чтобы каждый день в центры крови в нужном количестве приходили подготовленные доноры. Это сложная и комплексная задача.



Сейчас она решается работой по следующим направлениям.


  • Пропаганда «правильного» донорства, мотивация именно к регулярным кровосдачам, призывы бережно относится к собственному здоровью.
  • Создание личного кабинета донора, где он может вести учет своих донаций и планировать будущие.
  • Учитывая особенности донора, его активность и группу крови, он может быть направлен в центр крови, где есть потребность именно в его донации.
  • Популяризация образа донора — группы в социальных сетях, привлечение государства и бизнеса, проведение оффлайн-мероприятий.

Так в центры крови попадают мотивированные люди, которые становятся регулярными донорами. Возвращаясь снова и снова, они дарят людям жизнь.


Помимо этого, команда проекта думает о том, чтобы развить сообщество людей, которые по разным причинам не могут стать донорами крови, но хотят быть полезными в разных направлениях донорства — для них также разрабатываются отдельные направления. 


Поиск интересных решений не прекращается ни на один год — тестируются гипотезы и совершенствуются механизмы, это основной драйвер для автора проекта: находить решение для нестандартных задач.

Текущие задачи


  • Выстроить позиционирование проекта.
  • Найти несколько моделей монетизации.
  • Рост сообщества проекта.
  • Научиться управлять потоками доноров.

В данный момент проект развивается в следующих направлениях:

  • Рост числа участников сообществ в соцсетях и числа пользователей на сайте.
  • Вовлечение в поддержку проекта менеджеров центров крови (дать пользу центрам крови).
  • Вовлечение в поддержку проекта организаторов донорских акций http://unity.donorsearch.org
  • Вовлечение бизнеса в поддержку доноров - https://donorsearch.org/bonus/
  • Популяризация медиа о донорстве, а также выход на топовые позиции в органическом поиске журнала донора http://journal.donorsearch.org
  • Польза для доноров — достоверно показывать, где именно нужна кровь, какие мероприятия проходят в городе, какие привилегии и бонусы положены донорам.

Персона

Руслан родился в уже несуществующем городе Брежневе (ныне Набережные Челны). Он — младший из пятерых детей в семье, с детства участвовал в школьных Олимпиадах, и это до сих пор задает темп его жизни. «Мне нравится решить задачу, у которой есть понятная проблема и интересное решение», — говорит Руслан. 

В 2001 году семья переехала в Казань, и так как в предыдущей школе не было преподавателя по химии, Руслан изучил все учебники сестры для поступающих в медицинские ВУЗы. Химия увлекла, последовало поступление на химфак КГУ. В 2009 году Шекуров закончил университет с красным дипломом и поступил в аспирантуру Института органической химии и физики им. А. Е. Арбузова. Трижды проходил стажировку в химической лаборатории Дрездена в Германии (и до сих пор остается научным сотрудником в НИИ).


Сначала проект DonorSearch.org был хобби в дополнении к научной деятельности Руслана. А после защиты степени кандидата химических наук и росте проекта уже химия стала просто хобби, но ставка научного сотрудника позволяет посвящать время развитию проекта.



Прежде всего Руслан видит свою пользу в развитии донорства системными методами.


Made on
Tilda