Профили финалистов

Мария Рачинская, «Полдень»

Образование 2017 Трудоустройство
Фонд помощи подросткам, в том числе сиротам и детям из кризисных семей, призванный расширить границы возможностей и подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Год основания проекта: 2011
Город: Москва и Подмосковье
Сайт проекта: https://www.thenoon.ru/
Facebook: https://www.facebook.com/fsr.polden
VK: https://vk.com/polden

Новая идея


Инновационность проекта заключается в системном подходе к решению проблемы социальной адаптации и профориентации подростков.   

Программа состоит из трехлетнего цикла интерактивных обучающих модулей, которые помогают детям научиться ставить и решать задачи, принимать решения, общаться  и работать в команде. Программа направлена на формирование самоопределения, осознанности и навыков саморазвития. Используется  метод сюжетно-ролевых игр, который активно применяется при обучении в ситуационных деловых играх. Основной особенностью ролевой игры как метода является то, что детям дают возможность самостоятельно принять участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получить опыт, обнаружить свое незнание или достигнуть понимания. Ролевая игра позволяет заложить в деятельность участников момент постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Также она воздействует на уровне эмоций, что значительно оживляет восприятие по сравнению с традиционными уроками.

Проблема


Недостаток программ развития для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  
Даже среди профессионалов бытует мнение — не более 10% выпускников детских домов можно считать социально успешными, притом, что источники этой статистики невозможно отыскать. Та же схема воспроизводится внутри детских домов и интернатов: воспитатели не верят в таланты детей и не приветствуют нестандартный профессиональный выбор своих подопечных, а ориентируют их, прежде всего, на 9 классов обучения и поступление в колледж на одну из простых специальностей.

Выпускники детских домов почти повсеместно выходят во взрослую жизнь без социальных и трудовых навыков, с недостаточно ясно сформированной системой ценностей, без навыков планирования и организации даже простейшей деятельности.
Существующие формы работы с детьми-сиротами не позволяют полностью решить эту проблему. Как следствие, ребята воспроизводят ту же модель, через которую прошли в детстве — их дети попадают в детские дома.

Другая одновременная тенденция — активная государственная политика по устройству детей в приемные семьи. На практике это значит, что в настоящее время программе, которая ориентирована не на усыновление детей и не на сопровождение приемных семей, а на тех, кто находится в госучреждении, крайне сложно получить поддержку государства. Вместе с тем, подростков усыновляют гораздо реже и неохотней (да и не все готовы идти в семью). Им нужна поддержка, но оказываемая не в виде хаотичных разовых приездов благотворителей, а в виде систематической работы по программе, направленной на их развитие.

Стратегия


Проект был создан в 2010 году, за 5 лет в нем приняли участие более 1000 подростков в 80-ти детских учреждениях из 23-х регионов России. За первую половину 2017 года обучение на выездных семинарах и конференциях в Москве и Санкт-Петербурге и регионах прошли более 300 преподавателей, волонтеров, социальных работников, было проведено 500 профориентационных занятий для детей.

Игровая методика адаптирована  для широкого распространения среди педагогов и сотрудников детских учреждений. Команда проекта проводит занятия самостоятельно, а также передает технологию другим НКО, чтобы увеличить охват конечных благополучателей.

В 2011 году проект был выбран как лидерский и поддержан Агентством стратегических инициатив, что позволило привлечь внимание и получить экспертную оценку у педагогов и психологов.
До 2015 года проект существовал как полностью волонтерский и был организован как сообщество. В 2015 году усилиями Марии и ее партнеров удалось получить первый корпоративный контракт по организации корпоративного волонтерства, в 2017 году это составляло 70% выручки некоммерческой организации, и позволило сформировать постоянно работающее ядро из 10 человек и 22 региональных представителей. Мария стала исполнительным директором организации.

В рамках проекта команда выстроила тиражирование методики через успешное сотрудничество с корпоративным бизнесом. Проект предлагает  решения  под ключ по организации социального корпоративного волонтерства.

Программа нацелена охватить все детские дома в России, поэтому в методику  не закладывают сложного реквизита, используется простая понятная модель, готовая к  отчуждению. Качество обеспечивается на этапе обучения кураторов-проводников, здесь происходит максимальное вложение со стороны проектных ресурсов  (тренинги, интервью, тестирование).

Большинство существующих программ корпоративного волонтерства не требуют глубокого вовлечения, поскольку это сложно.  Ребенку легко навредить и волонтер должен регулярно приезжать к ребенку, так он его ждет. Не каждая компания решается на длительную историю с детскими домами в части развития.  А идея проекта «Полдень» заключается именно в том, что программа направлена на длительные и глубокие отношения, которые обеспечиваются качественным обучением волонтеров, что является новым для рынка корпоративного волонтерства.

Обучение игропедагогике проводят в разных регионах России и задача заключается в том, чтобы повысить интерес преподавателей к игровым методикам, проводятся конференции для демонстрации разработок в игротехнике.

Новым направлением в проекте является развитие консалтинга. Для благотворительного  фонда «Ашан» был реализован проект по самоопределению волонтеров, который включал  аудит волонтерской деятельности. Результатом стали рекомендации по работе с мотивацией волонтеров и рекомендованные направления по  развитию корпоративного волонтерства.

Персона


Мария закончила МГУ (романо-германское отделение филологического факультета) по специальности «филолог-испанист». Потом поступила во Французский университетский колледж, который позволяет пройти первый курс французской магистратуры — при успешном результате студенты получают грант на обучение на втором курсе магистратуры по социологии во Франции. Так и произошло с Марией.  Ее дипломная работа была посвящена  французским морякам. Мария задалась вопросом, откуда берутся люди, которые добровольно становятся кадровыми военными, как формируется их выбор (при том, что эта профессия сейчас не особенно популярна).  Исследование было очень интересным. Мария работала на французской военной базе в Тулоне и брала глубинные интервью у моряков.  

К проекту «Полдень» Мария присоединилась  в 2012 году. «Стоять на земле», черпать силы и бороться с профессиональным выгоранием Марии помогают выезды в детские дома  и общение с детьми. Постоянный вызов для Рачинской — трансформировать эмоции и опыт, который она извлекает из общения с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, в конкретные шаги, которые проявляются в новых проектах, инициированных в рамках деятельности.

Например, по инициативе Марии была достигнута договоренность об участии подопечных программы «Полдень» в лагере программы «Лифт в будущее», что является смелым подходом, раскрывающим ранее недоступные горизонты детям из детских домов. 

Регулярное общение с детьми является правилом для всей команды проекта. Мария видит, что именно дети дают ресурс двигаться дальше и четко видеть свое «Зачем». Для Марии важно делать масштабные проекты, ощутимо меняющие жизни, личным вызовом она считает необходимость сделать так, чтобы ее личные ограничения не были ограничениями для проекта.