Профили финалистов

Дмитрий Закарлюкин, Aircms.online

IT-технологии 2019 Экология
Aircms.online — система общественного мониторинга качества воздуха.


Год основания проекта: 2017
Город: вся Россия
Сайт проекта: https://aircms.online/#/
Facebook: https://www.facebook.com/dmitry.zakarlyukin
Instagram: https://www.instagram.com/dmitryzakarlyukin/

Новая идея


Aircms.online — система общественного мониторинга качества воздуха. С одной стороны, это сообщество активистов, которые покупают и устанавливают датчики, регистрирующие качество воздуха и передающие данные на платформу aircms.online, где они визуализируются для широкой публики. С другой стороны, это аналитический инструмент, который на основе собранных данных позволяет выявлять динамику основных показателей качества воздуха на территории, где расположена сеть датчиков, предсказывать показатели качества воздуха, а также выявлять очаги загрязнения и определять степень их влияния на качество воздуха.

Предложенное решение имеет зарубежные аналоги (крупнейший — waqi.info). Но идея родилась независимо, в Челябинске, и в России больше ничего подобного нет. 

В концепции российского проекта заложена идея не просто мониторинга качества воздуха, но и построение сообщества. Изначально проект пользовался немецкими датчиками (luftdaten.info), и хотя китайские (или самодельные — есть инструкция по сборке), которые используются сейчас, дают качество ниже, его достаточно, чтобы наблюдать динамику. Низкая цена (₽3000) точно позволяет вовлечь более широкие массы в экодвижение.

Важная часть платформы — это аналитика, в том числе, предиктивная. Если правильно использовать много неточных данных, то можно существенно повысить качество выводов и об источниках загрязнений, и о последствиях выбросов. 

Проблема


Люди не знают, насколько вредно то, что они вдыхают в обычной городской среде. Проблема очевидна для Челябинска и Магнитогорска, но актуальна во многих городах России. Проблемы две: низкое качество воздуха и незнание людей об этом.
Одной из причин является отсутствие независимых достоверных источников информации о качестве воздуха. Как следствие — невозможность обоснования позиции экоактивистов относительно источников загрязнения, необходимого для воздействия на органы власти и руководство предприятий — источников загрязнения. 

Стратегия


Цель проекта — вовлечь как можно больше людей в экодвижение, повысить чувствительность к проблемам воздуха, как следствие — повлиять на качество воздуха и снизить уровень негативного влияния загрязнений на человека. Общественные активисты, вооруженные наглядной картиной загрязнений, могут влиять на улучшение качества воздуха путем диалога с промышленниками, администрацией и надзорными органами. 

Бизнес-модель aircms.online (2019) в перспективе — окупаемый проект. Дмитрий ожидает, что ситуация кардинально изменится, когда появится сеть из 10 000 датчиков. Для сравнения, вся сеть waqi.info — это 10 000 датчиков, но существенно более дорогих и точных. 

С точки зрения продвижения Дмитрий ожидает, что маркетинговые затраты будут несущественны: проект продвигается сам, через каналы экоактивистов и СМИ, которые легко подхватывают такие темы.

Персона


Дмитрий Закарлюкин с детства был «не как все». Если он был убежден в том, что знает, «как правильно», его не могли переубедить никакие доводы «разумных» или ленивых людей. «Если никто не понимает, чего я хочу — я просто делаю то, что надо. Не навязываю, но увлекаю», — говорит Дмитрий.

Первый бизнес он создал сразу после выпуска из инженерного вуза (работал в маркетинге и рекламе). В 2012 году включился в проект по уборке территории, а через год полностью перешёл в экопроект, почувствовав, что «это его».

Все проекты, которые начинал Закарлюкин, создавались как социально-предпринимательские, у него много работающих проектов в сфере экологии. Сегодня Дмитрий объединяет людей посредством экоидей — этими проектами он объединил уже более 20 000 человек в Челябинске. 

Большая идея Дмитрия — объединить 5% населения вокруг идей экологического сознания. Это критическая масса населения, которая сформирует новую поведенческую модель для остальной части общества.

Большинство проектов Дмитрий стремится делать самоокупаемыми, а проекты с неокупаемой моделью поддерживает заработанной прибылью. Важным моментом является то, что каждый социальный проект объединяет часть сообщества и решает конкретную экологическую проблему.

Первую массовую волонтерскую акцию Дмитрий и его команда инициировали и провели в 2012 году, в ней приняли участие 6000 человек. Это событие стало отправной точкой роста.

В 2013 году Дмитрий создал инфраструктурный проект «Экотакси» (услуга по доставке мусора из квартир или офисов к переработчикам). Это стало отправной точкой для разделения бытовых отходов в Челябинской области. Как следствие: клиенты сервиса «Экотакси» инициировали появление первого и пока единственного в России аккумуляторного завода, это стало вторым огромным результатом для экосообщества. 

В 2014 году был создан проект по переработке текстиля «Вещеворот», в рамках которого команда Дмитрия сокращает свалки на 10% от объема отходов в год, при этом предоставляя одежду для 2500 человек в год. Это еще одно доказательство того, что сообщество может изменить образ жизни, если показать ему правильный путь.

В этот же год был открыт общественный экологический культурный центр «Эколофт», платформа для создания и развития проектов социального предпринимательства в области экологии. Таким образом, в городе появилось место, куда каждый может прийти, найти единомышленников и начать улучшать окружающую среду.

Позже были запущены:
  • Green Energy — пилотный проект по переработке органических отходов животноводства в биогаз и органические удобрения как ответ на изменение климата и сокращение парниковых газов. 
  • Проект по превращению легких грузовиков в электромобили, влияющий на снижение выбросов в атмосферу и повышение экономической эффективности логистического бизнеса в 10 раз.
  • Aircms.online — система общественного мониторинга качества воздуха.

Дмитрий управляет командами через горизонтальный коучинг, стараясь услышать потребности людей, и таким образом находит сторонников. «Человек, который делает то, что ему нравится — не подведёт, — говорит Закарлюкин. — Если подводит, значит, я надавил, заставил его делать то, к чему тот не был готов».