Профили финалистов

Анна Гусейнова, «Центры местного сообщества»

2024 Развитие сообществ
«Центры местного сообщества» — проект, реализуемый в рамках специальной социальной программы торговой сети «Пятёрочка с заботой». Он представляет собой площадки, которые создаются на территории магазинов сети и дают местным жителям возможность для реализации разнообразных социальных и культурных инициатив.

Год основания проекта: 2021 год
Город: Москва
Сайт: https://vk.com/socialhubs5

Новая идея

Проект стартовал в августе 2021 года по инициативе торговой сети магазинов «Пятёрочка» и содействует развитию благотворительности, самоорганизации жителей, добрососедства и взаимопомощи в городах и поселках РФ через создание и поддержание регулярной работы сети комьюнити-центров в 32-х регионах. Оператор социально-ориентированного проекта «Центры местного сообщества» (ЦМС) — благотворительный фонд «Добрый город Петербург».

Через преобразование пространства магазинов, инструментов, а также механик для объединения людей и организаций на территориях, магазины «Пятёрочка» становятся точками для объединения местных сообществ. Для развития ЦМС в каждом входящем в проект магазине размещается доска для объявлений, шкаф для книгообмена, выставочные зоны и зоны для мастер-класса.

Проект ТС Пятёрочка «Центры местного сообщества» — про людей, про многообразие нашей страны, про уникальные таланты, про культуру шеринга, про добрососедство, про планирование небольших добрых дел — что стало мощным терапевтическим средством для тысяч людей.

Он знакомит людей друг с другом, продюсирует инициативы самых талантливых, поддерживает тех, кому нужна помощь, строит мосты и придумывает сотни коллабораций. Его создатели встраивают в повседневные маршруты за молоком и хлебом красивые и тонкие штуки, которые чуть приподнимают над бытовым, радуют и отвлекают от проблем. А ведь чем тоньше наше внимание, тем тоньше наше отношение друг к другу!

Проект сегодня — это 1350 соцхабов в 450+ населённых пунктах России, более 2500 мероприятий в месяц, свыше 7 млн участников за 2023 год. И все они включаются в добрые соседские инициативы через участие жителей локальных территорий в событиях, организованных при поддержке наставников проекта или самостоятельно — сотрудниками и активными жителями на площадках магазинов и вокруг них.

Проблема

В 2021 году ТС «Пятёрочка» провела исследование, которое должно было лечь в основу нового концептуального проекта, направленного на важнейший КПЭ CVP «Пятерочки» — заботу о сообществе. Была обнаружена проблема разобщённости среди россиян. Решение искали в выявлении лучших социальных и культурных практик в жизни магазина, объединяющих людей и развивающих культуру доверия и взаимопомощи в отношениях жителей одной территории.

Социальные цели проекта

• Содействие развитию культуры добрососедства, взаимообмена и взаимопомощи в городах и поселках РФ через создание и поддержание регулярной работы площадок для реализации инициатив местных жителей и организаций.

• Познакомить и объединить на одной территории людей и организации, сосредоточиться на важных социальных темах (ЗОЖ, экология, благотворительность, культурные мероприятия), вокруг которых строится работа Центра местного сообщества.

Кроме федеральных акций в 2023 году проведено около 9000 локальных событий среди местных жителей и организаций.

Стратегия

На ближайший год планирует расширить программу до 5000 магазинов со 100% охватом — через конкурс грантов. В перспективе Анна планирует выйти за пределы магазинов «Пятерочка», чтобы тема Центров местного сообщества развивалась во всех торговых сетях. У Анны сохранится консультирующая, направляющая роль; анализ эффективности.

Персона

Анна Гусейнова 12 лет находится в теме сообществ. Все ее проекты — образовательные, культурные, социальные, корпоративные; они всегда связаны с развитием сообществ, коммуникациями, с усилением горизонтальных связей. Для того, чтобы создавать в обществе очаги устойчивого саморазвития, поиска и нахождения глубокого и бескрайнего собственного потенциала и окрыляющего смысла!

Для Анны важно находиться в поле экспертного сообщества, слышать его мнение и критику. Самое главное, чему хочет научиться — это трендвотчингу в сфере социального проектирования и социальной оценке эффектов по различным методологиям.

Из всех целей устойчивого развития самое ценное для Анны — это развитие партнерств. Настоящее устойчивое мышление в диалоге, в сотворчестве, в умении строить мосты, в умении принимать и трепетно беречь многообразие человеческих культур и образов мыслей, в глубинном понимании экономики — не как механики использования денежных и других материальных ресурсов, а как в способе строить осознанное, совместно спроектированное, разумное будущее.

Анна прошла программы обучения Европейского университета по методам культурной антропологии в ноябре 2023 года, где взяла в работу этнографические методы для предпроектных исследований и соцпроектирования. А также прошла курс «Истоки морали» Йельского университета, где получила академическую базу ответов на многие вопросы, возникающие вокруг социальных проектов.